Классный час, посвященный Дню памяти Голодомора 1932-1933 гг.

Классный час, посвященный Дню памяти Голодомора 1932-1933 гг.

Тема. Голодомор: причины и следствие.
Задачи:
·        ознаменование памяти невинных жертв Голодомора в Украине;
·        раскрыть причины и трагические последствия геноцида украинского
           народа;
·      воспитывать уважение к исторической памяти страны.

«А люди біднії в селі,
Неначе злякані ягнята,
Позамикалися у хатах
Та й мруть…
Сумують комини без диму
А за городами, за тином
Могили чорнії ростуть…
(Т.Г.Шевченко «Чума»)

І. Вступительное слово учителя.

Голодомор 1932-1933 годов – одна из самых страшных катастроф в истории человечества. «Великий голод 1932-1933 годов в Украине забрал жизни от 7 до 10 миллионов невинных людей…» (совместное заявление 65 государств-членов ООН 7 ноября 2003 года). Каждую минуту умирало 17 людей, каждый час – тысяча, почти 25 тысяч каждый день. 11 тысяч сел опустели. И так продолжалось 22 голодных месяца. Против невинного народа велась жестокая, беспощадная война.
Сталин говорил, что «национальный вопрос есть по сути дела вопрос крестьянский». Голод был направлен на украинское крестьянство для подавления национального сопротивления. В результате целенаправленных действий властей голодная смерть забирала ежедневно тысячи жизней. Особенно огромной была смертность среди детей. В сентябре 1933 года за школьные парты не село около две третьих учащихся.  
Голод не был следствием засухи или неурожая, а стал результатом целенаправленной политики сталинского режима. Путем тотального изъятия продуктов, блокады сел и целых районов, запрета выезда за границу голодающей Украины, репрессий несогласных сталинский режим создал для Украинцев условия, несовместимые с жизнью.
Такие действия являются преступлением против человечества и соответствуют определению геноцида в Конвенции ООН от 9 декабря 1948 года. На этом основании 28 ноября 2006 года по инициативе Президента Украины В.Ющенко Верховный Совет принял Закон «Про Голодомор 1932-1933 років в Україні», в котором Голодомор признан геноцидом Украинского народа.





І. Выступление учащихся о фактах голодомора
1-й ученик: Голодомор в Украине продолжался 17 месяцев (с апреля 1932 по ноябрь 1933 года) По разным данным, погибли от 4 до 7 млн. человек.
2ученик: Весной 1933 года от голода умирали 17 человек ежеминутно, 1000 - ежечасно, почти 25 000 - ежедневно.
1 ученик: Голод 1932-1933 года, был искусственным, поскольку в том году в Украине был неплохой урожай, но власти СССР резко повысила планы заготовки хлеба. За невыполнение плана конфисковали продукты.
2-й ученик: Иосиф Сталин считал, что «... национальная проблема в Украине, в самой своей сути, крестьянская проблема". (Газета "Пролетарская правда" от 22 января 1930).
1-й ученик: Средняя продолжительность жизни Украинской 1933 составил 7,3 года у мужчин 10,9 у женщин.
2-й ученик: 23 января 1933 Директивой ЦК ВКП (б) и СНК СССР украинским крестьянам запретили покидать места проживания.
1- й ученик:  Ноябрь 1932 г. – в Украине вводится система голодных гетто – «черных досок».  Занесенные на «черные доски» сел и районов означало их полную изоляцию, изъятия всего продовольствия.
2- ученик:  Январь 1933 г. – запрещен выезд за пределы Украины. В то время, когда от голода умирали миллионы украинцев, власть продолжала вывозить зерно за границу.
3-й ученик:
Голод охватил Украину, Северный Кавказ, Кубань, Поволжье, Северный Казахстан. 
Крестьяне вынуждены были есть собак, котов, крыс, трупы лошадей, листья и кору деревьев. Встречались случаи каннибализма. Живые не имели сил хоронить мертвых. В некоторых населенных пунктах на сельсоветах вывешивали черные флаги, что значило, что жителей здесь уже нет. В Харьковской области зафиксировано было 9 районов массовой смертности.
А в это время на соседних железнодорожных станциях, в элеваторах под охраной милиции сохранялись тысячи пудов хлеба.
А газеты весной 1933 года сообщали о счастливой жизни советского государства. Везде звучали сообщения о новостройках, чудесной жизни, заботе вождя всех народов, а в селе была главная мечта о спасительном кусочке хлеба.                      

ІІ. Голодомор устами очевидцев
4-й ученик
«Когда мне было 12 лет, осудили за колоски меня подростка на 5 лет к тяжелым работам. Мама пухла вместе с сестрой и умерла на моих глазах. Одно спасенье: мыши наносили в норки запасы, землей обворачивали их в круглых кучках, а мы уже её раздалбывали зимой и забирали эти запасы…»
Петр Олизка, 1921 г.р., Днепропетровская обл.
5-й ученик
«В Бабаях был спиртзавод, возле которого находилися ямы, куда сливалась бурда. Голодные люди, набирали бурду в торбы, тут же ели её, но от колик много кто умирал на месте. Трупы везли на кладбище и зарывали, как скот…»
 Женщина, не назвавшая себя, 1924 г.р., Харьковская обл.
6-й ученик
«Голод почався ще у 1932 році. Врожай був непоганий, але увесь хліб намолочений забирали під мітлу… В поле нікому було виходити, люди мерли, як мухи…за день вмирало до 20 душ. Не було кому ховати.»
Іван Приступний, 1916 р.н., Одеська обл..
7-й ученик
- Я хочу рассказать вам одну историю из жизни - это история девочки Анны Неласои. Это была обычная украинская семья. Анна жила с родителями и 4 братьями на хуторе Литвинов в Луганской области. Они имели свой большой дом, сад, огород, пасеку. Благодаря тяжелому труду родителей, которым всегда помогали дети, семья не знала особых нужд.
«Жили мы мирно, дружно. Сеяли хлеб, выращивали на огороде овощи. У нас была и бахча, было и подворье, где держат скот. Отец был добрым и умелым, он мастерил нам, детям, человечков на ниточках и других зверюшек, делал деревянные ложки. Когда он шёл по хутору, то раздавал конфеты, ребятишки к нему тянулись. А ещё учил неграмотных хуторян грамоте.
Мамочка моя вся в домашних заботах: трое маленьких детей, работа в огороде и по дому.
А потом наступила самая страшная пора жизни нашей семьи. Это был 1931-1932годы. Весной пришли люди «комсомольцы». Угнали овец, забрали лошадь, увели корову. Мама кричала, плакала, мы все трое держались за подол её юбки и ревели.
Потом власти выгнали нас из дома. В лесу мы вырыли землянку. У нас была одна землянка на две семьи, папа, мама, нас трое, сестра, её муж и их трое детей. Иногда к нам наведывались какие-то люди, чтобы отобрать последнее (!).
- Тогда девочка увидела воочию, что такое голодная смерть.
- Настала голодная весна 193г. Мы выловили и поели сусликов, ежей, змей – всё, что попадётся, ели всякую траву – лебеду, листья липы, бересту. Когда в хуторе падал скот, его вывозили из хутора, люди из землянок ходили за падалью. Если удавалось залезть на дерево в гнездо сороки или другой птицы, то это был праздник, яйца мы съедали сырыми. Помощи не было ниоткуда никакой.
 И наступил страшный голод. Первым от голода умер братик Коля. Около землянки лежала куча хвороста, он упал на неё и умер. Я плакала. А потом умер дядя, потом тётя.
Смерть моих родственников произошла в июне 1933 года. Мне было 7,5 лет.
Зайдя в землянку, я увидела свою мамочку, лежащую на лохмотьях с распущенной косой, по лицу ползали вши, живот прирос к спине. Я стала лить ей в рот из бутылки молоко, но оно не проходило. Я плачу… Отец говорит: «Дочка, ей это уже не поможет».
Отец стал бредить…и хрипеть. Я прошу: «Тату, не храпи!» Он умер на второй день после мамы… Мы с братиком остались вдвоём среди мёртвых родственников. Сколько это продолжалось – не знаю.
Нас забрали в ясли. Братика положили на земляной пол под печкой. Он умирал, с его опухшего тела сочилась жидкость. Я сидела рядом, он скрипел зубами и просил огурчик… Братик умер. Его завернули в одеяло и похоронили рядом с яслями…
Часто думала, почему с нашими семьями так поступили, за что выгнали из домов, за какие преступления обрели на голодную, страшную смерть? Я выжила… видимо, так было угодно Богу – оставить меня жить на свете за моих дорогих родителей и братиков – мучеников. Этот ужас и все эти страдания мне пришлось пережить в 8-летнем возрасте.»

Эта история является лишь каплей в море человеческого горя, которое пришлось пережить миллионам украинских семей в 1932-1933. Она доказывает, что Голодомор в Украине был специально создан. Эта история в очередной раз доказывает, что правда не имеет границ. Ее нужно искать, а память уважать.
8-я ученица:
                    «Закон про п’ять колосків»
                     Грається болем лють,
                     Знаєш, що значить – закони?
                     …Кожну не правдоньку взуть
                     І зав’язати червоним.
                     Окликом не зупинить.
                     Біль не загусне.
                     Вирок!
                     Знаєш, що значить – вирва,
                     Як…ані краплі вини?!
                    Бавиться люттю гнів.
                    Знаєш, що значить сваволя?
                    …Смерть
                    За п’ять колосків
                    Із власного поля!  (А.Листопад)



ІІІ. Заключительное слово учителя.

История человечества не знала такого случая, когда властьимущие уничтожали голодом своих собственных граждан. Только в 20 столетии сталинский режим уничтожил до 9 млн украинских крестьян-хлеборобов.
Ребята, когда стемнеет, поставьте зажженную свечу на подоконник так, чтобы её было видно на улицу. Этот огонек будет символизировать нашу скорбь и память о миллионах загубленных жизней соотечественников. Наш долг – объединить усилия и сделать все возможное, чтобы эти трагические страницы истории никогда не были забыты.














Комментариев нет:

Отправить комментарий

Завдання за період 18.05-22.05

6-Б Урок за 19.05 6-В Урок за 20.05 «Кількість і розміщення населення Землі» та «Країни світу» Завдання для виконання:...